Тайна рождественского подарка


Рейтинг: Раздел: Дети

Конец декабря - начало января… 10 дней отдыха, который доставляет взрослым массу хлопот и сильно бьет по семейному бюджету. Однако для детей - беспечных, не обремененных бытовыми проблемами, - новогодние каникулы - это, действительно, зимняя сказка: все вокруг мигает, блестит, сверкает…Кажется, вот-вот случится маленькое чудо - внезапное появление под елкой подарка… Откуда он?

Мы всеми силами поддерживаем в детях убеждение, что их заветные желания исполняются усилиями Дедушки Мороза. Зачем нам этот посредник? И что кроет давняя традиция?

Обмен подарками, как правило, происходит по принципу «ты мне - я тебе», для которого в социологии существует термин «реципрокная передача даров». Это - простейшая форма обмена дарами, принятая в капиталистическом обществе, где, отдавая что-либо, ждут скорейшего восполнения и получения прибыли. Совсем другое дело - в сказках, притчах, легендах, где дар почти никогда не получают напрямую.

Щедрый старец

Народная литература Западной Европы дает легендарное объяснение традиции обмена рождественскими подарками.

В столице одной из провинций Ливии - Мире - проповедовал епископ Николаус, и однажды по пути из церкви домой он проходил мимо дома, в котором жила очень бедная семья. Ему довелось случайно услышать, как одна из трех сестер предложила отцу продать ее в рабство, чтобы на вырученные деньги остальные девушки могли обзавестись приданым и благополучно выйти замуж. Николаус был тронут такой готовностью к самопожертвованию и решил помочь этим несчастным сестрам. Сам епископ был выходцем из зажиточной семьи торговцев, но жалел всякого, кто столкнулся с бедностью и нуждой. В предрождественскую ночь он вознаградил добрую девушку кошельком с деньгами, подброшенным через дымовую трубу. Случайно кошелек попал в один из вязаных чулок, сушившихся у огня. Сестры решили, что это дар Бога в ответ на их мольбы.

Три года подряд Николаус помогал таким образом этой семье, где каждый год теперь играли свадьбу. А в народе пошел слух, что перед Рождеством невидимый святой одаривает каждого, кто в течение года отличился добрыми делами. Так настоящий человек - епископ Николаус или Святой Николаус - стал легендарной личностью по имени Санта Клаус.

На примере данной истории мы видим, что щедрый старец - это тот человек, который приводит дар в движение: полученные от родителей деньги он бескорыстно расходует на приданое незнакомок. Епископ не ждет от этого выгоды, тогда спрашивается: ради чего движется подарок?

Маорийский ритуал

Ответ на этот вопрос находим в книге Льюиса Хайда «Как творческий дух преображает мир?». Автор этого исследования проводит параллель между обменом дарами и любовной жизнью: «Дар есть эманация Эроса… <…> Когда мы отдаемся духу этого бога, он не оставляет нас своим вниманием; но если мы опускаемся до трезвых расчетов в любви, то этот лукавый бог прячется…»

Главная характеристика дара - это его одухотворенность, наличие которой обеспечивается различными посредниками. Рассматривая обмен дарами у туземного новозеландского племени маори, Хайд обращает внимание на следующий охотничий обычай: «…когда охотники возвращаются из леса с подстреленными птицами, то часть их они отдают колдуну, который варит птиц на священном огне. Часть этой сваренной птицы колдун съедает, а из того, что остается, делает, своего рода, талисман, mauri, физическое воплощение лесного [духа] hau. Этот mauri является даром, который колдуны возвращают в лес, где, как объяснял некий маорийский мудрец одному англичанину, «дух делает птиц плодовитыми и многочисленными…чтобы люди могли убивать и есть их». Таким образом, колдуны препятствуют бинарным отношениям охотников с лесом и, благодаря своему обращению с птицами как с дарами природы, «кормят и питают дух».

Заметим: этот обычай также основан на том, что дар не присваивается, а находится в постоянном движении. Это и отличает его от товара. Постоянное перемещение дара, как считает автор исследования, дает возможность нуждающемуся получить желаемое: «Наша щедрость может оставить нас ни с чем, но пустота наших рук будет взывать к целому до тех пор, пока движущийся дар не вернется к нам, чтобы восполнить эту пустоту».

Что должны знать дети?

Дар - это не материальное воплощение заветной мечты, а награда за наши труды, доброту, любовь, словом, за умение отдавать. Дети должны помнить, что рождественский подарок нужно заслужить, как заслужила его старшая сестра из легенды о Санта Клаусе. Дети должны понимать, что обмен дарами - в материальном ли воплощении, или духовном - это не бартерная сделка, и что колодец, из которого черпают воду, не ведает источников своего обновления. Дети должны знать: по-настоящему богат тот, кто с готовностью отдает.

Светлана Рыманова


Оцените статью:


(Нет голосов)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


Как воспитать в ребенке чувство жизни?
10.11.2008

Кто поможет вырастить гения?


Найти чужое призвание
24.08.2009

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом