Слушать и слышать


Рейтинг: Раздел: Психология

Выступая на заседании Французского философского общества 22 февраля 1969 года, Мишель Фуко поставил вопрос о сущности автора. Формулировку темы он позаимствовал у Беккета: «Какая разница, кто говорит, - сказал кто-то, - какая разница, кто говорит». Сегодня, когда информация стала самоценной, каждый из нас страдает от ее избыточности, испытывает на себе эффект информационного шума. И даже если мы обращаем внимание на то, «кто говорит», нам не всегда удается различить, говорит он правду или лжет. Что делать?

Для начала следует разобраться, что такое речь и каков механизм ее восприятия. Очень часто ее сравнивают с музыкой, но речь, как бы это ни было странно, более высокого порядка, чем музыка. Сами посудите: с элементами языка можно делать то, что никогда не получится сделать со звуками, например, фортепиано, где «ля» имеет свое  место и определенное количество колебаний в секунду. В речи все иначе. Мы можем сказать звук «а» басом или несколькими тонами выше, даже пропищать, можем пропеть мелодию с этим звуком. Из этого следует, что мы можем петь на отдельных элементах речи, тогда как на отдельных нотах музыки это невозможно. В музыке мелодия звучит лишь при условии умелой игры на флейте, виолончели, скрипке… Выходит, что ценность отдельного гласного или согласного сравнима с ценностью отдельного музыкального инструмента! Следовательно, если каждый звук - инструмент, то в одном слове - их несколько. Один за другим: гитара, флейта, труба… Если б так звучала музыка, мы бы не смогли ее слушать. Как же мы понимаем друг друга?

Дело в том, что когда мы слышим речь, происходит нечто необъяснимое: музыкальный элемент стирается. Так же, как стираются отдельные буквы, когда мы читаем, и так же, как стираются слова, когда мы хотим понять идею. Человек чаще всего не может выразить то, что он хочет. Один собеседник может понять другого только тогда, когда сотрет то, что он сказал и окунется в мир его представлений. Это есть чувство мысли, благодаря которому услышанное становится понятым.

Зная об этом, очень легко объяснить, почему в звукоподражательных стихах символистов, культивировавших аллитерацию и использовавших ее подчас без чувства меры, так сложно уловить смысл. Не происходит стирания, а следовательно, проникновения в идею. Есть только музыка, музыка стиха, возведенная на пьедестал основоположником французского символизма Полем Верленом:

Поль ВерленО музыке всегда и снова!
Стихи крылатые твои
Пусть ищут, за чертой земного,
Иных небес, иной любви!

Пусть в час, когда все небо хмуро,
Твой стих несется вдоль полян,
И мятою и тмином пьян…
Все прочее - литература!

(«Искусство поэзии», 1884)

Призыв Верлена был услышан русскими символистами. Вслушайтесь, например, в стихотворение Константина Бальмонта «Челн томленья»:

Константин БальмонтВечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн…
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог…

(Это стихотворение построено на аллитерации звуков в, б, ч, с и др. )

Но подражать природе начал еще Г. Р. Державин:

Грохочет эхо по горам,
Как гр
ом гремящий по громам.

(«Водопад», 1791-1794 )

Звукосочетание «гр» воссоздает величественную речь разгулявшейся стихии. Да, именно речь, потому что она - выше, чем музыка, и некоторые композиторы это признавали: Оливье Мессиан, например, который считал, что «птицы, возможно, самые великие музыканты, какие только есть на этой планете». Мессиан изучал язык этих прелестных созданий и в виде нот перекладывал его на бумагу. Убедиться в этом можно прослушав произведение «Бездна птиц» из Квартета “На конец времени”.

"Разговор", Анри МатиссИтак, в стремлении понять, что говорится, мы должны абстрагироваться от того, как это говорится, т. е. отключиться от музыкальной составляющей речи, стереть ее. Затем, чтобы уловить идею, мы должны стереть речь, т. е. отключиться от того, что говорится и проникнуть в сущность идеи. Каждому наверняка знакома такая ситуация: вы разговариваете с человеком и, улавливая идею того, что собеседник хочет донести до вас, облекаете ее в слова лучше, чем сделал бы это он сам. Ему ничего не остается делать, как воскликнуть: «Да, именно это я и имел в виду!» Когда мы кого-то слушаем, то становимся свидетелями творческого процесса - процесса подбора слов для выражения идеи. И если у нас развито чувство Я, то мы способны разгадать, кто стоит за словами и за идеей. Под этим чувством Рудольф Штейнер не имеет в виду то, что человек переживает себя как отдельную сущность, а то, что он замечает: другой человек является «Я», индивидом. В восьмом докладе курса «Общее учение о человеке как основа педагогики», прочитанном в 1919 году для первой вальдорфской школы в Штуттгарде, Штейнер рассказал, что восприятие рядом стоящего человека оставляет особенное впечатление: «Это впечатление возмущает ваш внутренний мир: вы чувствуете, что человек, который является равным вам существом, оказывает на вас воздействие, подобное атаке. Следствием этого является то, что вы начинаете внутренне защищаться, вы противодействуете этой атаке… Затем ваша агрессия ослабевает и вообще исчезает <…>Это отношения, которые существуют, когда человек взаимодействует с другим человеком, воспринимая его я: самоотдача, обращенность к другому человеку - внутреннее сопротивление…; симпатия - антипатия, симпатия - антипатия …» Таким образом, восприятие «Я» другого человека - осознанный процесс, требующий постоянной духовной пробужденности. Если каждый из нас научиться сосредотачиваться на «Я» своего собеседника, более того - проникать вглубь этого «я», то он с легкостью различит, когда ему лгут, а когда говорят истину. Естественно, установить таким образом истинность слов авторитетного политика с голубого экрана мы вряд ли сможем: в этом случае не происходит непосредственного контакта с собеседником. Однако быть по-особенному внимательными друг к другу - это главное правило в делах и личной жизни.

Светлана Рыманова


Оцените статью:


(Нет голосов)


Отзывы 1 - 10 из 23
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
Цитировать Имя
ljgmycal, 04.05.2012 05:20:59
unOpeY , [url=http://akylbgdlozwx.com/]akylbgdlozwx[/url], [link=http://zicyprtnfatf.com/]zicyprtnfatf[/link], http://gzqerneaudfl.com/
Цитировать Имя
ryerrzvoft, 04.05.2012 10:43:45
790mup <a href="http://qlhzcimoqhox.com/">qlhzcimoqhox</a>
Цитировать Имя
ybgsnsers, 04.05.2012 10:57:29
JS6Sy6 <a href="http://wewqcmwcnkvq.com/">wewqcmwcnkvq</a>
Цитировать Имя
otgnsxolrld, 05.05.2012 06:24:50
Fkw5aJ <a href="http://iiuixgvimmwe.com/">iiuixgvimmwe</a>
Цитировать Имя
Ardhian, 05.05.2012 07:06:52
Life is short, and this aitrcle saved valuable time on this Earth.
Цитировать Имя
Said, 05.05.2012 08:02:17
Thank you so much for this aritcle, it saved me time!
Цитировать Имя
cyybmc, 05.05.2012 09:22:36
8Xo3k2 , [url=http://fuagkvjfuvui.com/]fuagkvjfuvui[/url], [link=http://vxrslnfairgt.com/]vxrslnfairgt[/link], http://xghzvtuwlkyd.com/
Цитировать Имя
skntyqnoxyq, 05.05.2012 09:30:26
5LJzc3 , [url=http://yacpbrljpbrf.com/]yacpbrljpbrf[/url], [link=http://oywppnwckrtp.com/]oywppnwckrtp[/link], http://vteimxvwipww.com/
Цитировать Имя
Jipange, 23.07.2012 14:48:52
I'm not easily ipmsresed. . . but that's impressing me! smile:)
Цитировать Имя
Nori, 23.07.2012 22:20:29
These pieces really set a standard in the indstury.
Отзывы 1 - 10 из 23
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
Перейти к обсуждению на форуме >>
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


Геронтофобия. Почему мы боимся возрастных изменений?
24.04.2009

Волшебная сила ароматов
13.02.2009

О сущности глаза
30.11.2008

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом