Как воспитать в ребенке чувство жизни?


Рейтинг: Раздел: Дети

Современные родители хотят как можно лучше развить ребенка, одновременно пытаясь оградить его от боли, разочарований, усталости. Правильно ли это?

В 60-х гг. XX века была опубликована очень интересная статья об одном мальчике из Америки, который на некоторое время остался один дома. Он зажег свечу и играл в пламени своими пальчиками, которые, как ему казалось, так занимательно потрескивали. Родители, наблюдавшие эту картину, были в ужасе: у их сынишки по каким-то загадочным причинам отсутствовало чувство боли, а значит, и система предупреждения. За таким ребенком нужно постоянно следить, то есть другие люди должны взять на себя те функции, которые обычно выполняет чувство жизни. Что же это такое?

По Рудольфу Штейнеру, это «такое чувство, с помощью которого мы переживаем жизнь внутри нас, но в основном только тогда, когда она нарушается, когда мы заболеваем, когда нам неприятно или больно в каком-то месте. <…> Когда жизнь протекает здоровым образом, это чувство находится в подсознании…» Наши биологические потребности, например, в еде или воде, мы распознаем также с помощью чувства жизни.

У всех людей оно развито по-разному: один человек на вопрос врача о характере боли не может сказать ничего, кроме «Мне плохо. Я чувствую, что заболел», а другой готов расписывать свои страдания долго и в мельчайших подробностях. Безусловно, лечить пациентов второго типа намного легче.

Таким образом, боль является ни чем иным, как крайним проявлением чувства жизни, которое, как мы поняли из истории об американском мальчике, является необходимым условием нормального человеческого существования. Без ощущения боли нет развития. Именно это ощущение учит нас быть осторожными и делает сильнее. Ребенок плачет, когда разбивает коленки, но если он хочет и дальше играть в футбол, он встает и играет, но теперь уже имея в себе своего рода опыт, поэтому он станет аккуратнее и внимательнее. Не нужно чрезмерно ограждать малыша от ощущения боли и пугать его своими криками, если он вдруг упал.

Физическая усталость, кстати, тоже важна для ребенка. Но не следует путать ее с тем видом усталости, которая так характерна для нашего времени - усталости от слишком большого количества впечатлений. Интересно, остались ли у нас учителя, которые заставляют детей сначала громко почитать стихи, сопровождая это топаньем ног и хлопаньем в ладоши, а потом переходят к обучающему материалу? Ведь речь идет не о том, чтобы дети расслаблялись, а о том, чтобы они правильно уставали.

Если вы хотите видеть своего ребенка усердным в школе и вузе, не лишайте его неприятных ощущений, ведь слушание лекций тоже предполагает боль, а именно - напряжение ума.

«Следовало бы гордиться болью - каждое ощущение боли представляет собой напоминание о нашем высоком предназначении». Так считал, несмотря на то, что много болел и умер молодым, известный немецкий писатель-романтик Новалис, о котором Г. Гессе впоследствии напишет в своем эссе: «Бывают особенные дети - тихие, с большими, одухотворенными глазами, взгляд которых нелегко выдержать. <…>Таким ребенком был Новалис». Помните, что без преодоления трудностей талант любимого чада так и останется неошлифованным алмазом.

Одна из ступенек на пути развития чувства жизни - народные сказки: они построены на конституции ребенка. В каждой сказке существует равновесие между горем и радостью, в ней всегда есть апофеоз, пусть иногда и жутковатый. Но для детей нет ничего страшного в том, что ради счастливого конца волку необходимо разрезать живот. Для них важно то, что противостояние добра и зла разрешилось в пользу первого.

Комментарий специалиста:

Воспитатель Изабелла Борисова:

Малыш растет, учится ходить; упав, тут же встает и топает нетвердыми шагами навстречу своей маленькой, но уже намеченной цели. Любознательность ребенка потрясает. Он поистине живет, действует, в то время как многие взрослые не замечают, сколько чудес вокруг. Они будто все для себя открыли и не понимают: ради того чтобы посмотреть на цветок, который гнет ветер, малыш готов падать и подниматься не один раз. И поэтому наши взрослые страхи за любимое чадо в первую очередь лишают ребенка возможности жить.

Предотвращая легкое падение на «Памперс», мы обрекаем ребенка на более серьезную боль, и не только физическую, но и душевную. Учиться преодолевать трудности рано или поздно придется, но вот только с каждым годом барьеры становятся крепче и выше. Укрывая ребенка от любой физической боли, мы говорим «нет» личностной готовности, нормальному восприятию, вниманию, памяти, мышлению, воображению. Укрывать от проблем нужно, но правильно и осторожно, не нарушив той природной гармонии, которая позволяет человеческому существу достичь жизненной готовности. Если родители будут выращивать комнатное растение, а не растить личность, любимый цветочек очень скоро морально зачахнет: здесь так близко находится и умственное, и духовное развитие малыша.

Я могу привести много примеров из своей практики. Примеров, которые пугают. Вот один из них.

Мальчику М. три с половиной года. Это спокойный, достаточно развитый ребенок в том плане, что знает много стихов, сказок, может сосчитать до двадцати и обратно. Однако М. не понимает, когда его просят пододвинуть к столу свой стульчик, закрыть дверь, взять кружку. А во время еды у него неожиданно начинается рвотный рефлекс, который быстро прекращается, когда ребенок видит, что на воспитателя этот прием не действует. Причина такого поведения стала понятна при общении с мамой малыша, которая в буквальном смысле во всем шла у него на поводу. А ребенок пользовался своей властью: во время кормления он включал свой рвотный рефлекс. Мама пугалась и не заставляла М. есть полезный супчик, и тем самым позволяла ребенку питаться шоколадками. Кто или Что вырастет из этого ребенка?

Не нужно калечить детей фанатизмом, и морально, и физически. Для дальнейшей спокойной жизни и борьбы с серьезными проблемами ребенок должен познать ощущение боли, дискомфорта, столкнуться с другими негативными эмоциями.

Светлана Рыманова


Оцените статью:


(Нет голосов)


Цитировать Имя
expicucencu, 08.05.2012 08:59:57
[URL=http://camelus.info]Help[/URL] [URL=http://autoblogers.ru]пипл![/URL] У [URL=http://helen-a.com.ua]автора[/URL] [URL=http://narotel.com]афтограф[/URL] [URL=http://sadavodizakon.ru]можно[/URL] [URL=http://board-turkey.com]взять?[/URL] [URL=http://touristbloger.ru]Куда[/URL] [URL=http://hmnews.net]приезжать[/URL] то [URL=http://blog4games.ru]народ?[/URL] [URL=http://nergisselect.com])))[/URL]
Цитировать Имя
burgsisnandhubpuu, 10.05.2012 11:05:13
Ну [URL=http://dotstel.com/]спасибо[/URL] [URL=http://www.ferons.info/]блин![/URL] [URL=http://watcheswisshop.com/]Это[/URL] [URL=http://vacacion.info/]сказано[/URL] [URL=http://autostin.com/]прямо[/URL] в [URL=http://oazistur.com/]точку!!![/URL] [URL=http://tailandtour.com/]Другими[/URL] [URL=http://dotstel.info/]словами[/URL] [URL=http://autostin.info/]так[/URL] [URL=http://storles.info/]красиво[/URL] и не [URL=http://storles.com/]скажешь![/URL] smile:)
Цитировать Имя
chconconwickrigos, 10.05.2012 19:13:53
Да ни [URL=http://www.che388.com/]фига[/URL] [URL=http://architat.com/]это[/URL] не [URL=http://www.rocklandlions.net/]похоже[/URL] на [URL=http://appalachianmillworks.com/]серьёзное[/URL] [URL=http://www.clegroup.org/]рассмотрение[/URL] [URL=http://me-rc.info/]проблемы![/URL] [URL=http://www.chinabye.com/]ИМХО.[/URL] [URL=http://sitela.org/]Спасибо за информацию.[/URL] [URL=http://vegaparfum.com/]Спасибо за информацию.[/URL] [URL=http://hishnik.net/]Спасибо за информацию.[/URL]
Перейти к обсуждению на форуме >>
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


Тайна рождественского подарка
02.01.2009

Кто поможет вырастить гения?


Найти чужое призвание
24.08.2009

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом