Возможны ли шедевры за деньги?


Рейтинг: Раздел: Искусство

Еще в первой четверти XIX века А. С. Пушкин заметил, что коммерческий интерес художника не противоречит свободе его творчества: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». Другое дело - какого качества будет эта рукопись. Сегодня к результатам творчества за деньги - креативным продуктам, подчас предъявляются такие же высокие требования, как и к произведениям искусства. Выходит, креатив вытесняет подлинное творчество?

…В 1962 году в Брюсселе родился человек, ставший впоследствии самым засекреченным рекламным фотографом в мире. Мы знаем только то, что он закончил Académie d’Ixelles, а первый свой профессиональный опыт получил благодаря двухлетней работе с известными фотографами (в качестве ассистента). Мы знаем только то, что к сорока годам он стал обладателем нескольких наград от Творческого Бельгийского Клуба, а его рекламная серия для Levis была удостоена в 2005 году Photograph Awards of the AOP. Мы знаем только то, что его неординарные работы облетели весь Интернет и что имя этого талантливого человека - Кристофер Гилберт.

Чем же занимается этот фотограф: креативом или творчеством? Ремеслом или искусством? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним:


Работы слева отличаются наличием яркого образа, «выпуклым» концептом, что характерно для рекламы. Здесь мы можем говорить о высоком уровне креативности Гилберта, то есть о его способности «адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах» (Ф. Баррон и Д. Харрингтон)

В работах справа акцент сделан на передачу настроения, на «философичность» изображаемого, что характерно для визуального искусства. Здесь мы можем проследить, как перед нами раскрывается душа творца и происходит погружение в его художественный мир.

Напрашивается вывод, что создание креативного продукта - это деятельность для других, но с выгодой для себя, а творчество - деятельность для себя, но с выгодой для других. В первом случае, выгода материальна, во втором - духовна.

Фотоработы Гилберта - это доказательство того, что профессия креативщика не вытесняет в человеке художника, а, наоборот, развивает мышление, делает его более гибким, помогает в работе над образами. Кстати сказать, не все творческие люди могут быть креативными. В это сложно поверить, но сколько раз издатели сталкивались с ситуацией, когда первая книга автора производит фурор, а следующие, написанные в определенные сроки, вообще не имеют успеха. А все дело в том, что креативность - это управляемый процесс, это умение «вызывать» свое вдохновение вместо того, чтобы ждать его.

Сравним с процессом творчества: «Родиться может лишь то, что выношено; таков закон. Каждое впечатление, каждый зародыш чувства должен созреть до конца в себе самом, во тьме, в невысказанности, в подсознании, в той области, которая для нашего разума непостижима, и нужно смиренно и терпеливо дождаться часа, когда тебя осенит новая ясность: только это и значит - жить, как должен художник…». Так писал Р. М. Рильке в своих «Письмах к молодому поэту».

А что значит жить как креативщик? По сути, это значит жить двойной жизнью: «творить», чтобы работать на других, и «творить», чтобы работать над собой. Раздвоенность души - такая характерная примета современного человека! Но пока у него имеется потребность глубокого осмысления действительности, которая и есть отправная точка для творческого процесса, искусство будет жить, а креатив - существовать где-то рядом, ибо век его короток: пройдет рекламная кампания - забудут креативный продукт.  Однако это обстоятельство, напротив, мобилизует: недолговечное произведение должно быть настолько оригинальным, идейным, чтобы оно глубоко врезалось в память потребителя, принесло доход заказчику и заставило говорить о себе всех, кто видел его лишь  однажды. Таким образом, креативные продукты - это шедевры, слава которых, увы, преходяща.

Светлана Рыманова


Оцените статью:


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


«Московcкий Дом бабочек» отметил свой 2-й День Рождения
08.05.2009

Пыльно? Грязно? Арт!


Animaris - полет инженерной мысли
23.01.2009

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом