Откуда вырос небоскреб?


Рейтинг: Раздел: Искусство

Каждый раз, когда по пути в редакцию я прохожу мимо офисного центра «Дукат-3» и окидываю его взглядом - снизу вверх, цепляясь за небо, - мне на ум приходят строки из замятинского «Мы»: «Я люблю - уверен, не ошибусь, если скажу: мы любим только такое вот, стерильное, безукоризненное  небо.  В такие  дни весь мир отлит из того же самого незыблемого, вечного стекла, как и Зеленая Стена, как и все наши постройки. В такие дни  видишь  самую синюю глубь вещей, какие-то неведомые дотоле, изумительные их уравнения - видишь в чем-нибудь таком самом привычном, ежедневном».

Начало 20-х гг XX века… Пока Е. И. Замятин, занимаясь написанием великой антиутопии, строил промышленные замки в воображении, Вальтер Гропиус, основав в 1919 году в Веймаре школу строительства и художественного конструирования -  «Bauhaus» («Дом строительства»), претворял эти мечты в жизнь. А в СССР примерно в то же время (1920) В. И. Лениным был подписан декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских (ВХУТЕМАС) с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамической, дерево- и железо- обработки. Эти два направления - Советское (ВХУТЕМАС) и Германское (Баухауз) - принято считать основными в становлении дизайна.

О постройках 1920-30-х гг. бытуют разные мнения, но Жан-Луи Коэн, крупнейший специалист в области истории советской архитектуры в одном интервью отзывался о них так: «Это архитектура, создававшаяся в очень короткий временной период, нагружена множеством смысловых пластов. Один из них - исторический: перед нами документ эпохи, наделенной утопическим зарядом, несущий в себе идею о том, что архитектура должна внести вклад в конструирование общей мечты».

Баухауз: естественно, практично, эстетично

Главная идея основателя Баухауза, немецкого архитектора и основоположника функционализма, состояла в том, что «творец» является, прежде всего, ремесленником, а потому его задумки должны сначала подчиняться определенной функции, а затем эстетической составляющей. Важнейшей задачей Гропиуса было синтезировать в архитектуре технику и искусство: инфраструктура и предметы должны создаваться как единая среда, строго соответствующая бытовым и производственным условиям жизни человека.

Для реализации этой концепции в Баухаузе был введен широкий спектр преподаваемых дисциплин и долгий, состоящий из трех курсов, цикл обучения. Следует отметить, что и сам Баухауз был ярким воплощением эстетического кредо архитектора-новатора: форма каждого корпуса здания отвечала его функциональному назначению. Названия корпусов говорят сами за себя: крыло мастерских, «лаборатория идей» (со знаменитым стеклянным фасадом), пятиэтажное здание студий, где жили учащиеся и молодые мастера и т. д.

В 1925 году школа «Баухауз» перебралась в Дессау (Германия). Там ее возглавлял сподвижник Гропиуса Х. Мейер, а в начале 30-х гг. - Л. Мисс ван дер Роэ. В 1933 году, с приходом нацистов к власти, Баухауз был закрыт, и многие ученики из этой школы были вынуждены перебраться в США, СССР и другие страны. В Москве их назвали «Красной бригадой Баухауза», в состав которой входил и известный ныне архитектор Бела Шефлер.  Однако работать ему пришлось на Урале, где он продолжил развивать идеи Гропиуса.

В США этот стиль архитектуры развивался благодаря Мис Ван Дер Роэ. Именно им была спроектирована высотка Сигрем-билдинг в Нью-Йорке. Основной идеей этого архитектора стала идея «универсальной формы». Также Мисс Ван Дер Роэ создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен. Именно это здание уже более полувека воодушевляет, дает новые идеи архитекторам всего мира. Из этого следует, что Баухауз - это колыбель архитектурного конструктивизма.

Город-музей

Тель-Авив - это город, где наиболее полно представлен архитектурный стиль “баухауз”.  «Место международного наследия» - под таким названием он занесен в список культурных ценностей ЮНЕСКО. В самом центре Тель-Авива располагается Белый город - собрание примерно 4. 000 зданий, построенных в ранее упомянутом стиле. Дело в том, что с приходом в Германии к власти нацистов многие эмигрировали в Палестину и обосновались в Тель-Авиве. Это повлияло на облик города, над которым в 1930-е гг. работали архитекторы немецкой школы «Баухауз». Для этих зданий характерны закругленные углы, широкие лестницы, лоджии, открытые кривые балконы, длинные узкие окна, плоские крыши. Но, пожалуй, тель-авивский «баухауз» больше напоминает московские здания - дом Мельникова, рабочие клубы 1930-х гг., чем американские или германские постройки того же стиля.

Авангардные направления 1920-х гг., среди которых особенное место занимает «баухауз», положили начало технологичному минимализму, без которого сложно представить нашу современность. Фурнитура, электрооборудование, бытовые приборы и даже канцелярские принадлежности - все это является утилитарными произведениями, цель которых - принести пользу человеку и раскрыть красоту во внешней простоте, строгом цветовом решении и подчеркнутом геометризме.

Иван Белогривов

В статье использованы фотографии с сайта http://archvestnik.ru/ru/magazine/


Оцените статью:


(Голосов: 2, Рейтинг: 5)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


«Московcкий Дом бабочек» отметил свой 2-й День Рождения
08.05.2009

Пыльно? Грязно? Арт!


Animaris - полет инженерной мысли
23.01.2009

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом