Развиваем любимых деток, выпуская зверей из клеток


Рейтинг: Раздел: Дети

Житейская история, свидетелем или участником которой был, наверное, каждый: «Мама, смотри, какая собачка!» - восторженно кричит ребенок, показывая пальчиком на лохматое, маленькое или не очень, чудо.  А мама в этот момент практично подсчитывает, сколько это чудо ест, сколько раз на дню придется чистить одежду от его шерсти, сколько стоят все необходимые для его здоровья прививки и т. д. «Нет, уж лучше игрушку купить! - решает мама. – Или в зоопарк чаще ходить».

Действительно, для взрослого человека, трезво смотрящего на вещи и склонного мыслить рационально, от домашних животных и впрямь больше убытков, чем пользы. Однако для ребенка они являются источником первых знаний о природе, поэтому нет ничего удивительного в том, что заметив в поле своего зрения кошечек и собачек, малыш тянется к ним всем своим существом. И никакая игрушка, даже самая современная и многофункциональная, и никакой заморский зверек из вольера, даже самый экзотический, не сравнятся с настоящими, живыми псом-Барбосом, крыской-Лариской или попугайчиком Кешей.
«Надо, чтобы в доме и собаки были, и кошки, и приятелей целый мешок…» - Помните? Именно так говорил папа дяди Федора из детского мультфильма о Простоквашино. И правильно говорил: дети очень высоко ценят общение с животными, потому что это весело, интересно, познавательно. И, как отмечают психологи, очень полезно, ведь домашний питомец становится для ребенка не только компаньоном в играх, но и проводником, который показывает дорогу в жизнь, помощником в вопросах социальной адаптации.

К примеру, довольно часто животное становится связующим звеном между застенчивым ребенком и его потенциальными приятелями во дворе. Давно известно, что совместное выгуливание собаки может сплотить даже самых неразговорчивых и проблемных детей. Это связано с тем, что контакт с домашними питомцами снимает стресс, подталкивает к изучению окружающего мира, а в некоторых случаях (когда собака слушается и выполняет команды, а попугай научается говорить) повышает самооценку. А бывает, что и вовсе творит чудеса.

Вот одно из них: 8-летний мальчик, которому удавалось прочитать всего 45 слов в минуту, за один месяц удвоил скорость чтения благодаря таксе. Пес навещал отстающего ученика в школе каждую неделю и терпеливо, свернувшись калачиком, лежал на коленях у ребенка, пока тот читал вслух. Мальчика никто не поправлял, не прерывал и не делал замечаний. В итоге в такой милой компании ненавистное раньше чтение превратилось в сплошное удовольствие.

Другой пример, из моего детства. Когда мне было 6 лет, дедушка принес с улицы уже взрослую кошку, которую мы стали звать Муськой. Нас удивляло в ней все: редкая красота и поразительное проявление материнского инстинкта. Дело в том, что стоило мне, маленькой девочке, по какой-либо причине заплакать, кошка была тут как тут: ходила вокруг меня, ласкалась, тревожно мяукала… Одним словом, жалела. Она была моим безотказным утешителем, ведь животное не знает, плачу ли я от того, что мне больно, или от того, что провинилась. Никаких нотаций, никаких «А ведь я тебе говорила!» или «В следующий раз будешь умнее!» - только рефлекторное, искреннее желание успокоить и ободрить. Это так помогало! Я до сих пор с нежным чувством вспоминаю те трогательные моменты и трепетно храню их в своем сердце.

Обозначим другие  «плюсы» общения детей с домашними животными:

  1. развивает сенсорику (ребенок воспринимает объект непосредственно через органы чувств: форму, величину, цвет, запах, пространственное расположение, движения, мягкость, фактуру шерсти и т.д.);
  2. стимулирует ребенка к подвижным играм, развивают координацию движений (ученые заметили, что у людей, контактирующих с животными, понижается сердцебиение, нормализуется давление, замедляется пульс, расслабляются мускулы, улучшается пищеварение, а главное - до 15 лет возрастает продолжительность жизни);
  3. развивает логическое мышление (на основе представлений о животных, дети учатся видеть причинно-следственные связи и взаимозависимости: киса мяукает у миски - голодная, хорек высоко подпрыгивает, гулит - хочет поиграть, затаился – охотится);
  4. знакомит с различными видами деятельности (наблюдение, игра, труд, творчество и т.д.) и способствуют развитию любознательности и воображения, творчества;
  5. учит проявлять бережное (пассивное) и заботливое (активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка формируется основы экологической культуры, которая является составной частью культуры духовной.

Вы уже убедились, что домашнее животное может сделать из обычного ребенка настоящего вундеркинда? И уже торопитесь на «Птичку», чтобы выбрать какой-нибудь глазастый, ушастый пушистый комочек? Отлично! Что? Свекровь не разрешает? Увы, но ситуация, когда домашнего питомца завести хочется, но нет возможности, встречается довольно часто. Что в таком случае делать?

Вариант первый: наверняка у этой самой свекрови есть дача или – что еще лучше – домик в деревне. Возите туда своего малыша как можно чаще, чтобы он:

-  воочию, а не на картинках в букваре, увидел овец, гусей, кур и понаблюдал за ними;
- открыл для себя мир птиц и осознал, что городские воробьи, голуби и вороны – это вовсе не главные его представители;
- навсегда запомнил, как звучит молоко, прежде чем оно окажется в кружке, и как непросто порой бывает его надоить: ведь и у коровы бывают перемены настроения;
-  хоть раз в своей жизни был разбужен настоящим «ку-ка-ре-ку», живым,  хрипловатым, отрывистым, громким.

Да мало ли их – прелестей деревенской жизни! Но статья не об этом, поэтому мы переходим ко второму варианту: в каждом детском саду и в каждой школе существует живой уголок. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок бывал там как можно чаще. Но будьте готовы к тому, что, во-первых,  вашему чаду может там совсем не понравиться, а во-вторых, к тому, что он не сможет это объяснить. Так было со мной.
В детстве я не хотела посещать ни живой уголок, ни зоопарк, ни цирк. Меня не привлекали животные в клетках. Зато программы о дикой природе я обожала: меня пленила грация неприрученных леопардов и тигров, мне было интересно наблюдать, как они охотятся, как ухаживают друг за другом или дерутся, отстаивая свою территорию.  Как выяснилось много лет спустя, свобода выражения – вот что я искала в мире природы и вот почему отказывалась идти в зоопарк: там эта свобода ограничивалась.  

Таким образом, просмотр подобного рода передач – это третий вариант взаимодействия с животными. Конечно, взаимодействие это удаленное, а животные – дикие, но и у них можно многому научиться: быть спонтанным, сильным, способным постоять за себя и сказать нет, способным выжидать и выносить моменты, когда ничего не происходит.

Какой бы вариант вы ни выбрали, помните об одном: контакт с миром животных для формирующейся личности ОБЯЗАТЕЛЕН. А на вопрос «почему?» мы уже ответили.

Елена Дубова

В качестве иллюстраций в материале использованы картины А. Д. Элсли



Оцените статью:


(Голосов: 1, Рейтинг: 4)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


Тайна рождественского подарка
02.01.2009

Как воспитать в ребенке чувство жизни?
10.11.2008

Кто поможет вырастить гения?


Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом