Дом, где разбивается стена


Рейтинг: Раздел: Искусство

У шедевра супрематизма, картины «Черный квадрат», поменялся цвет и возник объем – так родился другой шедевр под названием «Белый куб».  Шутка, конечно. Но глядя на изобретения вроде дома под названием Расо, невольно начинаешь задумываться о предпосылках возникновения таких эксцентричных идей и выдвигать различные предположения.

Что подвигло архитектора Дзё Нагасака (Jo Nagasaka) на создание  сооружения, слишком маленького для того, чтобы быть полноценным жилищем и слишком большого для того, чтобы быть прицепом-дачей?
 
Официально создатель Paco позиционирует свое изобретение как альтернативу гостиницам в сельской местности и как экономичный способ организации курорта, студенческого городка и проч. Однако нам приходит на ум другое объяснение: подсознательное желание автора (и каждого из нас) временно спрятаться в укромный уголок, отвлечься от шума и суеты, побыть наедине с собой.

Думается, эта версия не так уж абсурдна, ведь под крышей причудливого домика подвешен гамак – одно из лучших средств вернуться к спокойствию и умиротворению: покачиваясь в нем, человек переносится в то время, когда его держали на руках и убаюкивали.

Другой способ глубокого погружения в себя – это сведение на «нет» внешних раздражителей. Такую функцию в доме Paco выполняет окно, которое почти лишает своего жильца выхода во внешний мир: оно слишком миниатюрное, особенно, для архитектурного сооружения в духе японского минимализма.

Вот мы и подошли к самому главному – архитектурному направлению с девизом «ничего лишнего», зародившемуся в Европе на базе конструктивизма в 20-е годы ХХ века и разрешившемуся хай-теком в конце 70-х. В то время западным архитекторам и дизайнерам уже изрядно поднадоела вычурность барокко, изнеженность рококо, да и строгость классицизма давно не прельщала – они открыли для себя Страну восходящего солнца, с ее тонким вкусом и самобытностью.

И, надо сказать, так увлеклись ею, что у японцев заметно повысилась самооценка: они стали развивать свое дизайнерское искусство и даже производить приспособленную для западного образа жизни мебель, которая поражала своими оригинальными легкими конструкциями и нетривиальным философским посылом. Странные, однако, эти европейцы: вдохновляются восточной мыслью, чтобы бороться с излишеством, хотя еще Сократ при виде предметов роскоши восклицал: «Сколько существует в мире вещей, которые мне не нужны!» Но это уже совсем другая история. Вернемся к нашему Paco.



Невооруженным глазом видно, что эта странная постройка не что иное, как очередная вариация на тему «японский минимализм», и в связи с этим наше изначальное сопоставление ее с «Квадратом» Малевича вполне закономерно, ведь супрематизм является одним из «атомов» минимализма, среди которых упомянутый выше конструктивизм, дадаизм, абстракционизм,  американская живопись конца 50-х гг. ХХ в. и «поп-арт».
Итак, мысленно разберем на части это дивное произведение Дзё Нагасака (Jo Nagasaka) и по отдельным его характеристикам попытаемся понять, «что хотел сказать автор», а также проследить, «откуда есть пошла» японская манера строить и декорировать жилище.


Форма и цвет – первое, что захватывает наше внимание. Почему куб?  Такая привычная геометрическая фигура… Потому что в основе философии минимализма – простота и четкость, а значит, все линии должны быть прямые и пронзительно чистые. Белый цвет, как никакой другой, подчеркивает это и усиливает ощущение простора, свободы, когда вы находитесь внутри Paco. Да, да, несмотря на то, что домик этот размером в 8 квадратных метров! А все благодаря небольшому подвалу, предназначенному для хранения вещей, а также скрывающему выдвижные ванную, туалет, раковину и столик. Вот она, хваленая минималистская функциональность, своим рождением обязанная синтоистской идее пустоты, пустоты, в которой живут боги. Однако дело тут не только в религиозно-философских категориях, но и в местоположении Японии – это сейсмическая зона, в которой часто возникают угрозы землетрясений, и сведение предметов мебели к минимуму имеет чисто практическое значение: обеспечивает безопасность и позволяет сократить расходы.
Наличие подвала обусловлено еще и тем, что в японских домах совершенно отсутствуют стены. Чтобы избежать замкнутости пространства и, соответственно, ущемления внутренней свободы, вместо комнат дома разделены на специальные зоны, которые отделяются высотой пола, интерьером или легкими перегородками.  Сделать акцент на пространственной глубине призван даже стеллаж (токонама), который естественно вписывается в жилую среду и оптически увеличивает помещение. На его открытых полках размещаются предметы декора и произведения искусства, естественно, в разумных количествах и ассиметрично. Для чего? Чтобы создать все условия для медитации: когда предметов мало, на них легче сосредоточиться, когда они расставлены в необычном порядке, возникает тайна, намек на недосказанность. 

http://video.mail.ru/list/vse-class/468/97.html
Ну как, вы уже в нирване?

Ну как, увидев «начинку» представленного в данной статье шедевра японского минимализма, вы больше не сравниваете его с холодильником или стиральной машиной? Если да, то вы по-настоящему прониклись философией этого архитектурного направления: смести стены обыденного, выйти за пределы ума, в явном узреть скрытое и через это прозрение возвыситься духовно, обретя подлинную свободу.

Юлия Соловьева


Оцените статью:


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


«Московcкий Дом бабочек» отметил свой 2-й День Рождения
08.05.2009

Пыльно? Грязно? Арт!


Animaris - полет инженерной мысли
23.01.2009

Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом