От детских сказок к взрослым проблемам


Рейтинг: Раздел: Дети

Не так давно в средствах массовой информации появилось известие о том, что теплая ванна на ночь намного эффективнее и полезнее для ребенка, чем сказка. А интерпретирование психологами сказочных образов вообще заставляют задуматься, стоит ли знакомить с ними ребенка. Родители в растерянности: следовать ли вековой традиции или сдать все книжки в библиотеку?
     
«Сказка на ночь – это познавательное, увлекательное и необычное  пожелание спокойной ночи, это волшебный диалог с малышом, - считает пожилая гувернантка, которая, работая 25 лет в одном и том же доме, вырастила уже несколько поколений. - Чтобы малыш уснул крепким и здоровым сном, сказка должна быть простой и ненавязчивой, а речь рассказчика – в меру интонированной и плавной, ведь главная цель – успокоить и убаюкать. Сказка погружает ребенка в мир образов, а значит, готовит его к путешествию в страну снов. Я считаю, что сказка не может навредить ребенку, если она подобрана по его возрасту и соответствует уровню его развития».

Действительно, правильно подобрать сказку для своего чада – дело не из легких. Поможем в этом родителям:

От 1 до 3 – сказки про животных ("Репка", "Теремок", "Курочка Ряба", "Колобок").
С 3 до 6 лет - сказки с понятным и конкретным сюжетом (русские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, Ершова, братьев Гримм, Андерсена и другие).
С 7 до 11 лет – сказки о детях того же возраста (сказки Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, Александра Волкова).
С 12 лет – сказку заменяет приключенческая литература и фантастика (Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев и др.).

Обратите внимание, что с 7 лет ребенок начинает активно «примерять» на себя сюжеты сказок, а следовательно, программировать свой жизненный сценарий и приучаются играть различные  роли: героев, героинь, злодеев,  жертв,  спасителей – и   неосознанно  ищут  тех,  кто  играет дополнительные роли.

В книге «Рожденные выигрывать» психологи Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард рассказывают, как самые распространенные драматические роли (Преследователь, Спаситель и Жертва) зашифрованы в текстах сказок:

"Сказочный Преследователь – это часто злые  мачехи, ведьмы, великаны-людоеды, свирепые волки, драконы или другие чудовища. Жертва – это лягушки, сироты, спящие красавицы, несчастные Дюймовочки и другие  «бедняжки». Спасители – это добрые феи, полезные эльфы, мудрые волшебники,  прекрасные принцессы и принцы.

Чтобы спастись, Жертва  должна  найти Спасителя. Спаситель в детских сказках часто обладает "магической силой". Одна известная сказка, показывающая дополняющие друг друга функции  Жертвы и Спасителя, - сказка о Красавице и Чудовище. Красавица, в отличие от своих сестер, никогда ничего не просила  для себя. Когда ее отец заболел, она стала самоотверженно выполнять всю  работу.  Такое  зависимое  поведение вызывало насмешки ее сестер, а с другой стороны – похвалу отца.

В поисках удачи отец Красавицы попал в лапы Чудовища. Чудовище поставило условие, что лишит отца жизни, если одна из его дочерей не выйдет за  него  замуж.  Красавица  вызвалась  исполнить  это  требование,  а  отец согласился  на  спасение  такой  ценой. Чудовище  оказалось  очень  добрым (симпатичным  малым), и, когда  оно заболело, Красавица, полная сочувствия к нему, вышла за него замуж.  Это чудесным  образом  превратило  Чудовище  в прекрасного принца.

Молодая женщина, имеющая в жизни такой тип поведения,  полагает, на основе своего раннего жизненного опыта, что мужчины – это «бедняжки», которые нуждаются в ее самозабвенной преданности. В соответствии с распределением ролей своей жизненной драмы современная Красавица  выбирает в мужья  мужчину,  который недостоин любви, уважения, то есть  Чудовище.  Он  может  быть  наркоманом  или  алкоголиком, безнадежным должником или не  ладить с  законом,  выглядеть  несчастным,  раздавленным, угнетенным. Когда Красавица обнаруживает, что ее магия не действует на него, она может принять жертвенную позицию и остаться с Чудовищем  либо развестись и искать новое действующее  лицо (также в чем-то Чудовище), чтобы спасать теперь уже его. Чудовище в соответствии со своей ролью может продолжать ждать  нового  Спасителя,   вместо  того  чтобы  самому  принять  участие в собственной  судьбе. В конце  концов, злая  колдунья (подобная  его  матери) наложила на него страшные чары, а подлый великан-людоед (подобный  его отцу) показал ему, как быть Чудовищем.

     Подобную  драму  могут исполнять  люди  противоположного  пола. В  этом случае главными персонажами будут Красавец и Женщина-Чудовище".

Исходя из опыта моей близкой подруги Веры, эти интерпретации верны. В 7 лет она наизусть знала сказку «Красавица и чудовище» (правда в «диснеевском» варианте) и до дыр засматривала кассету с одноименным мультфильмом, а в 20 лет влюбилась в молодого человека, который пил, гулял, дебоширил, чудовищно к ней относился, но было в нем нечто загадочное, таинственное, и ей это «нечто» очень хотелось разгадать. На беду, к сказочному образу примешался комплекс Электры (перенос на другого мужчину образа отца, который, в случае моей подруги, вел себя так же чудовищно по отношению к ее матери) – и все, поминай, как звали! Мучилась с ним Вера три года, кое-как расстались, потом были другие «чудовища», и только с помощью психотерапевта мозги моей многострадальной подруги встали на место. Сейчас выбирает правильных мужчин и живет припеваючи.
 
Однако прислушаемся еще раз к советам пожилой гувернантки. О «примерке» детьми на себя сказочных образов она тоже знает, но трактует это по-своему: «Знакомство со сказкой помогает ребенку понять окружающую действительность. Слушая сказку, ребенок чаще всего отождествляет себя с главным героем и как бы проживает его жизнь, учится на его ошибках. Малыш может примерять на себя разные роли, положительные и отрицательные, созидательные и разрушительные, в своих фантазиях он может быть бедняком и богачом, лентяем и трудягой.
При чтении сказки нужно обратить внимание на то, кто больше симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Не нужно бояться, если малыш подражает отрицательным героям, злодеям. Нужно уметь находить положительные качества и в таких персонажах: кто-то из них силен духом и может преодолеть самые большие преграды, а кто-то очень упорно идет к своей цели. Именно с детской сказки ребенок начинает представлять, как вести себя в разных жизненных ситуациях».

Вот такие интересные факты и мнения, а вывод один: читать сказки на ночь можно, но только осторожно.

Ксения Курылева

В качестве иллюстраций в материале использованы работы фотохудожницы  waterspirirtjess


Оцените статью:


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)


Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :?: :!: :idea:
Защита от автоматических сообщений
 

Читайте также:


Тайна рождественского подарка
02.01.2009

Как воспитать в ребенке чувство жизни?
10.11.2008

Кто поможет вырастить гения?


Copyright 2008-2012. Все права принадлежат ООО "ИМПЕТ" inf@impet.ru
Перепечатка материалов сайта разрешается только с согласия администрации.
Работает на 1С-Битрикс: Управление сайтом